КОРОТКИЙ ТРЕНИНГ - секреты эффективности.





http://sirtsov.blogspot.ru/          Short  training – не совсем новинка. Хорошо проработанные продукты представлены на международном рынке не первое десятилетие.
          Ниже будут изложены приёмы и советы по использованию данного формата.
          К сожалению, в России всё имеет свою специфику.
          Чаще всего в нашей бизнес реальности короткий тренинг, относится к нормальному обучению и развитию персонала, как микро пенис к счастью. Вроде всё тоже, а как в том анекдоте – «не радует»…


          Short training

Плюсы:
·         Не занимает полного дня, не надо отрывать сотрудников от работы.
·         При наличии серии тренингов (модульной линейки) можно лучше отработать навык.
·         Стоит дешевле полноценного тренинга.

Минусы:
·         В разы сокращает возможность (по сравнению с двухдневным форматом) использования групповой динамики, синергии группы, инерции и т.д. – что приводит к резкому падению эффективности и продуктивности работы, читайте – возврата вложений.
·         Повышается сопротивление группы (из за полного рабочего дня + довесок, из за усталости, и т.п.).
·         Краткость воздействия.
·         Повышение стоимости (при работе профессионального тренера).
·         При уменьшении эффективности рост загрузки и выработки тренера (как минимум из за увеличения подготовки).


          Маркеры организационного развития

          Это чисто российский пункт в описании технологии.

          Например, в Канаде короткие тренинги используются следующим образом:
- приглашаются три международных эксперта (как вы думаете, кто то рассматривает вопрос сокращения вложений в персонал?);
- навык разбивается на части (например, Лидерство – 46 полуторачасовых сессий);
- сотрудники приходят на тренинг к 7 утра (все, без опозданий);
- полтора часа отрабатывают тему;
- затем весь день работают, параллельно выполняя задание тренера;  линейный менеджер, выполняя собственную работу, отслеживает выполнение заданий тренера…
          Стоит описывать далее? Всё это действительно эффективно и дорого.

         Надо описывать нашу тренинговую реальность? Или просто прослушать композицию Васи Обломова «Унылое говно»?

         В России, как только компания запрашивает, или практикует короткие тренинги, можно сделать некоторые выводы:
·         компания настолько маленькая, что не может снять всё подразделение на тренинг;
·         руководство относится не серьёзно к обучению и развитию персонала и компании;
·         тренер дешевая обслуга, персонал – расходный материал;
·         мероприятие для галочки, никто не будет и, скорее всего, не умеет считать «выхлоп»;
·         профессионализма от тренера не требуется;
·         нет профессионализма в  финансах, обучение расценивается, как расход (убыток), а не как вложения;
·         HR и внутренние тренеры не профессионалы, они не могут или боятся объяснить разницу руководству (или персоналу);
·         на вас (как тренере) и персонале тупо хотят сэкономить.

         Выводы делайте сами. Далее мы будем говорить только о том, как можно извлечь эффективность из данного формата.


          Принципы группового навыкового тренинга

          Не стоило бы это описывать, если бы отечественный рынок бизнес образования не был сделан на коленке…

·         Взрослые знают! «Через группу».
·         Люди учатся по разному ( с разной скоростью и в разном формате).
·         Каждый должен поработать с каждым.
·         Каждые 10 мин. смена деятельности / формата взаимодействия.
·         Люди учатся по особому алгоритму.
·         Тренинг не лекция! Интерактивность.
·         На применение мотивируют только позитивные эмоции! Они же повышают обучаемость, понимание, скорость работы, и т.д.
·         Тренинг строится на основе концепции. Набор упражнений не является тренингом.
·         Тренинг строится на основе драматургии.
·         Тренинг не безразмерен. В конкретное время укладывается / упаковывается  конкретное количество единиц тренинга (тем, блоков, упражнений, результатов).

          Это далеко не все принципы, и уж тем более, технологические приёмы, но это материал не о технологии тренинга вообще.


          Нюансы short training

1.    Вы не сможете уйти от требований драматургии.
2.    Всегда необходимы - начало, основная часть и окончание. Окончание и начало не могут занимать менее 15 – 20% времени 1,5 часовой тренинговой сессии каждое. Другой вопрос: КАК их построить?
3.    Значит, на основную часть тренинга остаётся не более 60% времени. КАК его использовать?
4.    Помните, в коротком формате (1,5 часа) вы сможете транслировать только один посыл / сообщение, одну идею, одну мысль, одну сложную технологию.
5.    Если у вас  4 часа, разбейте их на две 1,5 часовых сессии с перерывом (в классике – 30 мин.) с обязательным кофе и сластями.
6.    4 часа по драматургии и процентам необходимого времени на составляющие никак не отличаются. Отличия  только в количестве реального времени на шаг.
7.    Короткий тренинг должен оплачиваться как полный рабочий день. Так как тренер в этот день ничего другого толком не сделает;  подготовка займёт такое же время (а чаще и большее), как к «большому тренингу»;  и выложится тренер по полной, никак не меньше, чем за весь день (короткий формат требует большей концентрации).


          Два варианта концепции дизайна короткого тренинга

1. «Мало, но часто»
Этот подход применялся в описанном выше канадском примере.
Сессии наполняются разреженно. Одна сессия – один навык. Одно крупное упражнение. Эффективность достигается за счёт количества сессий

2. «Одним ударом»
Сессия максимально насыщается действием и материалом.


          Алгоритм проведения

ДО тренинга
1.    Материалы для самостоятельного изучения, помогут ввести группу заранее в тему тренинга. Они должны быть короткими,  информативными, актуальными и интересными. Иначе их не станут изучать. И если так и не найдут времени, их легко будет разобрать прямо на тренинге в упражнении, без смены его хронометража.
2.    Задания, результаты, выполнения которых предъявляются участниками на тренинге, сильно мотивируют. Предусмотрите не полное выполнение всей группой. Предусмотрите преференции участникам выполнившим задание. В следующий раз выполнят все.
3.    Попросите у группы содействия в обучении заранее.
4.    Включите участников в процесс подготовки. Например, пусть сами подготовят тезисы по темам обучения.
5.    Убедитесь, что в дизайне учтены шаги обучения по Колбу.
6.    Учтите в дизайне все стили обучения и особенности взрослой аудитории.
7.    Заранее постройте долгосрочное обучение из серии тренингов.
8.    Заложите в дизайн каждой сессии мостики связующие разные сессии, темы, навыки и технологии.
9.    Предусмотрите в дизайне начало тренинга позволяющее разогреть группу, параллельно разбирая прикладную тему (если уже не требуется знакомства, и ещё не требуется мостика в предыдущую сессию).
10.  Предусмотрите небольшие «остановки» для осмысливания, резюмирования, и подведения итогов. Это важно всегда, но особенно при коротком формате насыщенном действием и информацией.
11.  Обязательно запланируйте окончание тренинга. Со всеми его нюансами и технологиями. НЕЛЬЗЯ идти против драматургии, она построена на психологии человека. Её нельзя «обойти» не испортив результат!
12.  Пригласите непосредственного руководителя участников, обговорите с ним, как он будет поддерживать результаты обучения.

ВО ВРЕМЯ тренинга
1.    Проговорите группе специфику короткой сессии.
2.    Установите контакт с группой и её состоянием, рано утром ли, или поздно вечером. Вы тоже человек, и находитесь в том же состоянии. Присоединитесь к группе, Пошутите.
3.    Попросите у участников содействия.
4.    Используйте знания и умения группы.
5.    Организуйте «самоуправление» в группе.
6.    Старайтесь работать наиболее интерактивно, но учитывая состояние участников.
7.    Делайте «остановки» для осмысления участниками происходящего, подведения итогов, закрепления результатов.
8.    Используйте как можно более разнообразные инструменты, пособия, приёмы, технологии.
9.    Обязательно проведите окончание тренинга, как отдельное мероприятие позволяющее «выдохнуть» группе и подвести итоги.
10.  Возьмите у участников не только классическую обратную связь по итогам тренинга, но и по форматам взаимодействия, темпу и ритму (вы же знаете разницу).
11.  Дайте домашнее задание.

ПОСЛЕ тренинга
1.    Обсудите с руководителем участников итоги сессии. Уточните план мероприятий по поддержанию обучения и навыков.
2.    Если не запланирована линейка коротких тренингов, проверьте домашнее задание.
3.    Если линейка запланирована, привлеките участников к её коррекции и последующей подготовки.
4.    При наличие бюджета и договорённостей, проведите пост тренинговые мероприятия (наблюдения, совместные визиты, индивидуальный коучинг, job training, и т.п.).

          Это очень короткий материал. Тема гораздо больше возможностей блога.

          Коллеги, задавайте вопросы, спорьте, делитесь своими историями и приёмами!
          Всё в копилку!
          Всегда приятно общаться с профессионалами на профессиональные темы!
Лицензия Creative Commons
Произведение «КОРОТКИЙ ТРЕНИНГ  - секреты эффективности.» созданное автором по имени Юрий Сырцов, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.
Основано на произведении с http://sirtsov.blogspot.com/2013/03/blog-post.html.
Разрешения, выходящие за рамки данной лицензии, могут быть доступны на странице http://sirtsov.blogspot.ru/.

         Обучая свой персонал, развивая свою компанию и бизнес, строя систему обучения используя опыт экспертов Мастерской Вы получаете повышение прибыльности и эффективности. Воспользуйтесь возможностью!

        Планируете посетить Тренинг для Тренеров (ТоТ), заказать ТоТ в корпоративном формате; приобрести Готовый тренинговый Модуль; или методическое Пособие; присоединиться к жизни Мастерской; принять участие в мероприятиях, проектах, тренинговой сети?

Звоните: +7 (985) 4228217
Связывайтесь: lena.elenina

Комментарии

  1. В действия ДО тренинга - не просто пригласите руководителя, а убедитесь, что он полностью разделяет (на практике!) ту парадигму, технологии, концепцию и т.п., которым вы обучаете. Иначе требовать будет того, чего сам не понимает, не догоняет и не разделяет. По возможности включайте руководителей и опытных внутренних информантов в ткань тренинга. Именно как ценные информационные источники - договоритесь, на какую часть какого занятия они могут прийти, чтобы побыть ценным ресурсом для группы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Ольга, за хорошую идею! :-)
      Это действительно важный вопрос.
      Жду ещё инсайтов и озарений.

      Удалить
    2. Ольга Кабалик4 марта 2013 г. в 14:49

      Это не озарение, это выстрадано))) Еще: принципы группового навыкового тренинга есть, хоть и в сыром виде, а нужны еще принципы разработки и проведения короткого тренинга. Я бы выделила здесь: 1. Принцип обязательного, однозначно толкуемого и наблюдаемого "сухого остатка", т.е. результата каждого занятия. 2. Принцип немедленной апробации этого результата в рабочей практике + рефлексии "что получается". 3. Принцип полифункциональности отбираемых форм работы на тренинге (потому что времени мало, лучше брать такие, которые и различные виды мышления развивают, и сразу несколько задач решают - как тот же СШ). 4. Принцип взятия на себя участником ответственности за результаты обучения. Вот как-то так. Это далеко не все принципы, коллеги, подключайтесь.

      Удалить
    3. Хорошая идея, Оля! Надо подумать!

      Удалить

Отправить комментарий

Ваш комментарий очень важен нам!
Пожалуйста, оставайтесь в рамках правил демократической дискуссии!