ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ БУДУЩЕГО - Глобальные образовательные тренды.




http://sirtsov.blogspot.ru/
          О чём говорят на отечественном рынке навыкового бизнес-тренинга?  О командировках; о количестве дней тренинга; о супер гонорарах (это при кошмарном демпинге то);  о том, что господин Матрас, теперь не Харизму левой рукой разминает, а признанный тренер Лидерства.
          Стоит задать профессиональный вопрос о технологии, результатах, не дай Бог о концепции обучения (!) и народ сникает, отмалчивается, или обвиняет спрашивающего в агрессивном поведении.
          А мир давно сбежал с этой ярмарки тщеславия. Он совершенно другой.
Всё, что наш рынок выдаёт сейчас за ноу-хау, или выдаст через 50 лет, устарело. Безнадёжно устарело. Но из консервной банки, ни кильке, ни тунцу, мира не разглядеть.
          Итак, что же волнует умы продвинутой деревенской бабушки из Зимбабве, подростка из германии и обычной профессуры Гарварда и Йеля?


          Неформальное обучение

          группы, нет комнаты, нет звонка и расписания. Просто обычная ежедневная жизнь. Только она устроена таким образом, что сами стены, сами ежедневные дела, ежедневное общение (нам интересно профессиональное) мягко направляют, вдохновляют,  учат. Даже стены и коридоры могут учить!
           Трудно сказать, исчезнет ли совсем формальное обучение. Скорее всего, они будут взаимодополняемыми (проверка выдала вариант – взаимоопыляемые, а что, неплохо) инструментами
          По этому принципу построено многое в современной финской школе, сегодня это мировой лидер в школьном образовании.


         Облачное обучение

          Каждый учит каждого, друг друга, учитель ученика, ученик учителя, случайные прохожие, сообщество, в совместной деятельности. Термин из IT отрасли и он мало изменился. Можно работать в Облачной Среде  не входя в Сеть (понятия из IT, не путать с облаками на небе и сетью рыбака).
          Ключевые действия - Открывать,  Создавать и меняться.
          «Прекрасно, что в нашем распоряжении есть огромные библиотеки очевидного знания, такие как современные энциклопедии или учебники. Но значение доступа к этим ценностям существенно меньше, чем способность построить мир, в котором дети создают идеи, совершают самостоятельные открытия, и изобретают заново – во имя обучения через делание и познание»  Сеймур Пайперт.
          Пока примеров высококлассной организации Облачного обучения мало, но технология развивается.


          Геймификация

          Моднейшая вещь! Термин позаимствован у разработчиков компьтерных симулякров. Заменил старые добрые Игротехнологии. Попросту - использование элементов игры (инсталляция, вживление их) в повседневную деятельность.  И в обучении так же. От игр на тренинге, до извращений в виде превращения компании в армию эльфов (что тоже имеет свою логику).
          Всё человечество учится в игре.  При этом играя, дети учатся самостоятельно! Нужно только дать возможность. Разрешить.
          Хорошо развивает способность смотреть на мир под разными углами, выдумку, смекалку, творчество и страсть к познанию,  любопытство.


          Бесплатность или запредельное удорожание знания

          Знание принадлежит всем! Открытый копирайт. Знание не закреплено за конкретным персонажем и используется остальными по своему усмотрению. (В прочем, это самый радикальный пример, есть варианты). Внизу этой страницы обязательно будет пример такого копирайта, относящийся к данному тексту и иллюстрации. Это первая часть дуального тренда. Она удешевляет, или делает полностью бесплатным, читай – доступным, знания накопленные человечеством.
          Уже есть примеры, когда на таком подходе люди и корпорации сильно разбогатели.
Скорее такая тенденция касается простых, общепонятных и распространённых вещей, чистого творчества, недорогих (чаще умозрительных исследований и разработок).
          Противоположный вектор тренда – неимоверный взлёт стоимости фундаментальных и сложных прикладных исследований и разработок. Стоимость такова, что мультинациональным компаниям конкурентам или странам приходиться объединяться. И тут не только жёсткий копирайт, тут шпиономания и параноя.
          Между двумя крайностями постоянная война.
          Победа открытого копирайта убьёт, и уже убивает, весь существующий бизнес (для короткого промежутка времени жутко плохо, в стратегии – может быть это самый лучший вариант) и сложную науку (а вот это сильно отбросит человечество). Победа жёсткого копирайта, например на фармакологическом рынке, убивает конкретных людей в развитых странах и целые города в развивающихся.
          Видимо найдётся точка равновесия.


          Глобальный класс

          Любой человек, в любой точке мира, может получить доступ к образовательным ресурсам конкретного ВУЗа. На любом языке. Уже закончены курсы на которых записывались по 160 000 человек со всей планеты. (Окончили 60 000). Идут повторы.
          Т.е. в тренде два значения, массовость, и доступ со всего мира.


           Личная траектория обучения (Обучение по запросу)

           Давно реализованный инструмент в образовательной системе США,  от средней до высшей школы. Ученик выбирает несколько специализаций, и объём их изучения.
Новое – курсы то же можно разнимать. Если говорить о ВУЗе – по темам. О тренинге – по навыкам. Получаешь то, что необходимо, в необходимом количестве и качестве.


           Глубинная специализация или Универсальность

          Мир разделяется на области знания, которые не понятны никому, кроме 10 человек на планете. (таких ветвей науки уже добрая сотня) и на области, рождённые на стыке нескольких наук, направлений (подход Эпохи Возрождения).
           В крайних случаях приводят, первый к полному отрыву от человечества, второй – к поверхностности.
           В наступившую эпоху неопределённости Универсальность может быть в выигрыше.
           Точно будут представлены оба тренда.


           Знание не закреплено за преподавателем

          Кто сказал, что Преподаватель должен «вещать»? Кто сказал, что у него есть истина?
           Кстати, в классическом тренинге это базовый принцип.
           Пора избавиться от Инструкционализма! (Термин Сеймура Пайперта,  метод, при котором учитель инструктирует учеников как думать, навязывая учащемуся точку зрения и модель мышления, включая ложную веру в идеальный способ научить чему-либо).
           Современное отечественное образование готовит зубрил и взяточников. И те, и другие губительны для бизнеса, экономики, страны, общества.


           Переход знания в цифровую форму

          Всё что касается информации и знания как такового на всегда уйдёт в сеть. Лектор станет виртуальным персонажем. Уже точно.
          Но пока Преподаватель, Мастер и Тренер плохо оцифровываются. Навык, личность, полёт мысли. Это поменяется, совсем скоро. Как только виртуальные миры или голографические проекторы станут лучше и дешевле. Базовые вещи станут выполнять    Искины (ИИ, Искусственный Интеллект) и тренеры такого позиционирования вымрут. Но профи первой линии от виртуализации только выиграют.


           Нейротехнологии на смену психотехнологиям

          Скорее в помощь. Новые исследования мозга и нейрологических процессов. Многолетние наблюдения за поведением людей, опыт маркетинговой, рекламной и обучающей сфер накопившись, привели к сдвигу парадигмы. Многие неосознаваемые индивидом вещи могут быть управляемы из вне. Звучит страшно. И является сильным оружием. Но это не гипноз, и не НЛПи (хотя смежные вещи). Это работа с атмосферой, ощущениями, эмоциями, и т.д.
           Пару лет назад, разрабатывая технологию «НЕЙРО тренинг»тм  ПОДРОБНЕЕ мы не думали, что это глобальный тренд.


          Что это меняет в профессии?
          (Кстати, а Вы как думаете? Не поленитесь, прокрутите страницу до конца, и оставьте комментарий. Спасибо!).

           Если брать классический групповой навыковый бизнес-тренинг, то не больше половины. Это ведь всегда интерактив, отсутствие дидактичности, минимум лекций (даже термина Лекция нет, есть Мини Лекция, не больше 10 минут).  Остальное меняется концептуально. Нужен новый подход, парадигма, так сказать… Новый тип тренера и тренинговая технология.
           А у нас? Ну, фишка в том, что классического тренинга у нас то и не представлено. Есть нуднейшие Лекторы, знающие тему по чужим книжкам с чудовищным содержанием. Есть такие же нудные лекторы, которые стыдятся и называют это убожество семинаром. Чем, позорятся ещё больше. (Семинар – это когда участники делают доклады, а не ведущий разглагольствует).  Есть такие же нуднейшие лекторы, стырившие пару упражнений и криво их присобачивших, не знамо куда… Много всякой живности.   Современному миру эти люди не требуются!
           Значит,  меняется всё. Кардинально.

            Размышления на эту тему привело нас к существенным коррективам в наших тренинговых программах, как для Тренеров, так и в темах для всех специалистов коммерческих компаний.
           А самое интересное, мы решили открыть Онлайн университет!
           В данный момент идёт подготовка контента курсов.  


Лицензия Creative Commons
Произведение «"ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ БУДУЩЕГО - Глобальные образовательные тренды."» созданное автором по имени Юрий Сырцов, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.
Основано на произведении с http://sirtsov.blogspot.com/2013/03/blog-post_4252.html.
Разрешения, выходящие за рамки данной лицензии, могут быть доступны на странице http://sirtsov.blogspot.ru/.



Свяжитесь с нами и получите результат!

Запросите, пожалуйста, дополнительную информацию.

Звоните: +7 (985) 4228217
Связывайтесь: lena.elenina

Skype Me™!



Комментарии